главная страница    поиск и карта сайта    каталог ссылок ENG   RUS  
Московская международная биеннале современного искусства

биеннале

программа

пресса

для посетителей


Все публикации

Избранные публикации

25 февраля 2005
Диалекты надежды // Юрий Арпишкин, Андрей Ковалев, «Московские новости»
В помещениях, где когда-то заседала Московская городская Дума, а потом экспонировались пальто, штиблеты и автомобиль Вождя мирового пролетариата, показали нынешнее пространственное искусство таким, каким оно является на самом деле.

24 февраля 2005
Ленин перевернулся. Чем прогремела 1-я Московская биеннале // Марина Овсова, Московский Комсомолец
Самый заметный проект основной программы: Константин Лузер (Австрия) — Музей Ленина. Огромный и высоченный зал расписан тончайшими параллельными линиями. Возникает эффект раздвоения личности. Очень оригинально.

22 февраля 2005
Эстетизация зла, или отчего переворачивается Ленин? // Татьяна Хорошилова, NewsInfo.Ru
Бьенале демонстрирует победу современного искусства – за что боролись, на то и напоролись. Но больших художников нет… Все это игра в бисер.

21 февраля 2005
Действующая модель апокалипсиса (проект группы АЕС+Ф «Последнее восстание») // А.А., Огонек
«Современная культура настроена на то, что возможны «чистая война» и связанные с ней сексуальные переживания», -- считает Евзович. Соединение оружия, юных моделей и библейских пейзажей выполнено в духе живописной традиции классицизма.

16 февраля 2005
Диалектика разочарования // Екатерина Деготь, Время Новостей

16 февраля 2005
Глеб Смирнов: Хочется, чтобы все немного унялись // Сергей Хачатуров, Время Новостей
Историк искусства, философ и литератор Глеб Смирнов без малого десять лет живет в Венеции. Кураторы, художники, комиссары российского павильона Венецианской биеннале, а также приезжающие на старейший в мире артфорум критики после официальных мероприятий по установившейся традиции стараются заглянуть на огонек в дом Глеба. В радушном приеме, хорошем вине, интересном разговоре можно быть уверенными. Сейчас «русский венецианец» приехал в Москву. Амплуа его изменилось. Из старожила Венеции он превратился в гостя российской столицы. О том, насколько Первая Московская биеннале конкурентоспособна с существующей сотню лет венецианской, с Глебом СМИРНОВЫМ беседует обозреватель «Времени новостей» Сергей ХАЧАТУРОВ.

16 февраля 2005
На зависть зависимым. Первая Московская биеннале глазами свободных экспертов // Сергей Хачатуров, Время Новостей
Первая Московская биеннале современного искусства будет работать еще полмесяца. Так что спешите видеть. Кто не успел -- тот опоздал...

15 февраля 2005
Искусство в подвешенном состоянии // Ирина Кулик, Коммерсантъ-Daily
Один из самых интересных проектов биеннале оказался практически недоступным для зрителей. Можно понять нежелание Ильи Кабакова возвращаться домой. Для него осмысление кафкианских перипетий российской жизни – уже пройденный этап. А вот для устроителей его выставки, увы, нет.

15 февраля 2005
Свобода слова без трех букв. Европейское искусство в российских снегах // Ксения Иванова, Страна.Ру
Один из многочисленных интересных проектов Первой Московской биеннале современного искусства — это инсталляция австрийского художника Константина Лузера «Светопишущая машинка». По задумке автора, все желающие смогут отразить свои ощущения на световом панно в виде кратких слов или символов, управляя лампочками с помощью пульта с выключателями. Однако уличная свобода слова несколько ограничена.

14 февраля 2005
Организованный хаос // Маргарита Удовиченко, Финанс
Все три этажа музея отданы молодым творцам из разных стран мира. У посетителя вполне может сложиться представление о том, что такое актуальная и пульсирующая художественная мысль.

14 февраля 2005
Призраки биеннале // Юлия Попова, Эксперт
Если бы на биеннале давали премию за наиболее точное соответствие теме, то "Облако" Валерия Кошлякова должно было бы ее получить. Ведь в этом и заключается наша надежда - надежда на то, что в самой бесприютной степи, посреди самого заснеженного поля, в самом заброшенном краю нас с небес поманит искусство.

14 февраля 2005
Терарт? Свечка черту // Никита Алексеев, Iностранец

11 февраля 2005
Божественные игры Михаль Ровнер // Елена Руденко, Культура
Организаторы биеннале, обеспокоенные недостаточной подготовленностью отечественного зрителя, справедливо хотели сориентировать его на позитивное восприятие современного искусства, продемонстрировав лучшие образцы. Проекты Билла Виолы, Кристиана Болтански и Михаль Ровнер действительно стали камертоном, задающим тональность этого полифонического действа.

09 февраля 2005
Цвет в конце туннеля. "Свое иное" Михаила Рогинского // Григорий Ревзин, Коммерсантъ-Daily
Биеннале сделана грамотно, как "Макдональдс". Мы просто пересадили сюда западный продукт, даже не надеясь, что он кому-то понравится, вовсе и не с этой целью. А для того, чтобы Москва стала одним из пунктов в движении мирового арт-календаря. Это как будто бы получилось, и это не хорошо и не плохо, это просто так.

09 февраля 2005
Поездка в Коломну // Никита Алексеев, Русский журнал
Проще всего предположить, что заявители в прокуратуру относятся к категории лиц с расшатанной психикой, во всем видящих тайный смысл, заговор и дьявольские козни. Или их обуревают подавленные комплексы?

08 февраля 2005
Упор на креативность, а не коллективность // Стивен Ли Майерс, The New York Times
Повторяя мнения других кураторов, Бакштейн сообщил, что пока доволен высокой посещаемостью выставки. Комиссар биеннале Евгений Зяблов заявил: ’Осмелюсь сказать, что с открытием этой биеннале Россия уже не находится на периферии мира искусств’.

07 февраля 2005
Воскрешение отцов. Выставка Кристиана Болтанского — лучший иностранный проект Московской биеннале современного искусств // Федор РОМЕР, Время Новостей
Искусство Болтанского сродни спиритическому сеансу, потому для работ так важна общая атмосфера: полумрак, точечный тусклый свет, легкое колыхание мертвых покровов.

07 февраля 2005
Ирина Антонова: Леонардо приравняли к стульям и диванам // Игорь Шевелев, Российская Газета
Современные художники, работающие в более традиционных формах, сохраняющих образ реального мира, отсечены от биеннале. Получилась очередная однобокость. В Музее Ленина я не увидела ни одной значительной вещи.

07 февраля 2005
«У него на картине — судьба табуретки» // Татьяна Невская, ГАЗЕТА
У меня такой план: в течение пяти лет соберу его работы различных периодов, которые находятся у меня. И вот, когда уже все будет показано и осмыслено, можно будет сделать ретроспективу. Тогда станет ясно, что объединяет разные периоды творчества Рогинского.

05 февраля 2005
Зона свободы от дискурса // Майке Янзен, Die Tageszeitung
Национальные идентичности никогда не удается игнорировать полностью, даже если такова воля кураторов, которые только в каталоге решили дать информацию о том, какую страну представляет тот или иной художник.

04 февраля 2005
Чужой славы не надо // Марат Гельман, Московские Новости
Автор статьи в «МН» мог бы спросить, являлись ли моими проекты «Голосуй или проиграешь» и выборы Виктора Януковича на пост президента Украины. Я бы ответил, что не имею к ним никакого отношения. Я хорошо знаю людей, которые создавали эти проекты, и чужой славы мне не надо.

04 февраля 2005
Голый валет, ваша дама бита. Зубы в хозяйственном мыле! // Оксана Герасимова, Юлия Логинова, Московский Комсомолец
Парадоксально, но факт — безвозвратно ушедшая традиция квартирных выставок сегодня переживает второе рождение. Современные авангардисты снова хотят показать себя в приватной зажигательной атмосфере, именуемой коммуналкой или сквотом, в отсутствие чопорных критиков, официоза и толпы случайных зрителей.

03 февраля 2005
Хроника нехороших квартир. История квартирных выставок в музейном центре РГГУ и на одиннадцати площадках Москвы // Игорь Чувилин, Газета.ру
Ненароком созданная Страной Советов конфиденциальная привлекательность домашнего, приватного пространства затягивала в себя все, что было чуть более живое, чем политинформация и концерт ко Дню милиции. «Квартирники» — это наше ноу-хау.

03 февраля 2005
Ленин кашляет в картонке. Человек как наглый Мики-Маус: Москва открывает свою первую Биеннале современного искусства // Керстин Хольм, Франкфуртер Альгемайне Цайтунг
emptyВ суровом российском климате, который задал адреналина и международной кураторской команде, и художникам из тридцати стран, цветет исключительно оживленная художественная жизнь. Искусство местного производства — видео, фотомонтаж, инсталляции, — ценимое галереями и презираемое консервативными директорами музеев, — равно как и его зарубежные образцы в феврале заполонило весь город.

02 февраля 2005
Всем давали вешаться // Игорь Чувилин, «Газета»
У меня было две идеи: показать явление как можно полнее и не портить картину — не вытаскивать только имена первого ряда. Они, конечно, здесь есть, но хотелось и каких-то забытых художников показать.

02 февраля 2005
Сон в подсобке. «Приветствие» Билла Виолы в ГМИИ имени Пушкина // Григорий Ъ-Ревзин, «Коммерсантъ»
Одно дело — живопись, где найдены позы и жесты, пластически выражающие суть происходящего, а другое дело видеоарт, в котором у происходящего и нет никакой сути, а есть лишь ощущение бессмысленного протекания времени.

02 февраля 2005
Приветствовали в подвале // Николай Молок, «Известия»
Пальто Болтански в руине выглядят как влитые. Чердак для Кабакова вообще родное место. А видео Виолы в затемненном зале смотрится как в катакомбах. Что отвечает мистическому смыслу «Приветствия».

02 февраля 2005
Продлись, мгновенье. Видеоинсталляция Билла Виолы в ГМИИ имени Пушкина // Фаина Балаховская, «Время новостей»
Проект Билла Виолы — украшение Московской биеннале. Современное искусство редко предстает в таком виде: изящный замысел, классически совершенные формы и мощнейшее воздействие на зрителя.

02 февраля 2005
«Хочется думать, что Москва — не провинция». «Информбюро» на Лубянке // Сергей Сафонов, «Газета»
Александра Обухова: «Нас никто не финансирует, просто мы решили, что этот тип искусствоведения наиболее нам понятен, и мы понимаем, что это нужно, но этого никто не делает. Фонд создан, чтобы быть открытым, публичным ресурсом. И чтобы люди узнали, что мы есть, мы и затеваем вот такие показы. Другое дело, что сегодня у нас есть помещение, а завтра его может не быть».

02 февраля 2005
Человеческое, просто человеческое. «Человеческий проект» // Максим Шульц, Arttoday.ru
Весь проект — скорее серия впечатляющих зарисовок, предлагающих зрителю самому пережить и осознать увиденное, а не настойчивая попытка любой ценой заставить его обратить внимание на окружающее и окружающих.

02 февраля 2005
Кристиан Болтански: «Я не считаю себя современным художником, я очень традиционен» // Наталия Володина, «Известия»
Сюжет всех моих работ прост: был кто-то, а теперь его нет. Ношеные вещи помогают создать эффект отсутствия — на нем все держится.

02 февраля 2005
Банды авангарда // Ирина Кулик, «Коммерсантъ-Daily»
Выставка «Сообщники» — основной российский специальный проект I Московской биеннале современного искусства. «Сообщники» — это и российский вариант «эстетики взаимоотношений» Никола Буррио, и наша версия «Станций Утопии» Ханса Ульриха Обриста.

31 января 2005
На диалектику надежда. Первые впечатления от Первой биеннале Москвы // Сергей Хачатуров, «Время Новостей»
Главная, на мой взгляд, проблема экспозиции молодых художников в бывшем Музее Ленина — она недостаточно аттрактивна, чтобы быть понятной широкому кругу любителей искусства, выполнять просветительскую функцию. По жанру это очень драйвовый, очень тонизирующий workshop для заинтересованных профессионалов.

31 января 2005
Мэрилин Монро замахнулась на Клеопатру // Николай Молок, «Известия»
По словам одного из редакторов знаменитого английского журнала Frieze, Москва благодаря биеннале стала местом, где нужно быть. От этого наплыва гостей выиграют в первую очередь наши художники и, конечно, наши галеристы, неожиданно получившие новые выходы в арт-свет.

31 января 2005
АРТикуляция № 31 с Дмитрием Барабановым // Артинфо.ру
Позиция устроителей понятна — на развалинах рухнувшего 15 лет назад режима утвердить новейшее интернациональное искусство. Будущее, вне всякого сомнения, приблизилось!!! Но пока что подниматься в залы приходится по ступеням неработающих эскалаторов. В общем, как сказал бы Умберто Эко, явлена «герметическая аллегория».

31 января 2005
С думой о современном искусстве. Теперь засудят «Россию-2»? //  Марина ОВСОВА, Московский Комсомолец
Чувства верующих на этот раз оскорбили два экспоната: «Солнце правды и любви», диптих, изображающий распятого Христа, охваченного огнем пламени, фотоинсталляция «Гори, гори, моя звезда» с изображением Пушкина, Иисуса Христа и Владимира Путина и монитор с рекламными роликами, на который наложили трафарет с вырезанным ликом Спасителя.

31 января 2005
Искусство религиозной провокации. Православная общественность вновь возмущена богохульной выставкой //  Анна Горбова, Новые Известия
Марат Гельман: «Россия-2» отнюдь не посвящена критике РПЦ или христианства в целом. Работы художников апологетичны по отношению к христианству и по замыслу, и по исполнению. И главная тема этой экспозиции — тема внутренней свободы. Поэтому я считаю, что если дело и будет возбуждено, то мы его выиграем.

30 января 2005
«А нам-то что в этой биеннале делать?» «Сообщники» в Третьяковке // Игорь Чувилин, «Газета»
Речь о художественных группах, колониях, сквотах, коммунах — сообществах одним словом. Участники их (что логично) — сообщники: отсюда название выставки. Но и уголовно-процессуальные аллюзии уместны, потому что хулиганского задора хватало на всех.

29 января 2005
Одесса-папа. Кристиан Болтански в Музее архитектуры // Ирина Ъ-Кулик, «Коммерсантъ-Daily»
«Призраки Одессы» — знак того, что работа траура уже давно завершилась и вместо того, чтобы оплакивать прошлое, мы можем благополучно похоронить его.

29 января 2005
Кристиан Болтански вывесил прошлое // Ирина Кулик, «Коммерсантъ-Daily»
«Призраки Одессы» — знак того, что работа траура уже давно завершилась и вместо того, чтобы оплакивать прошлое, мы можем благополучно похоронить его.

28 января 2005
На таком холоде искусство мыслимо. Основной проект 1 Московской биеннале в бывшем музее Ленина // Максим Шульц, ArtToday
Одна из самых сильных работ — «Мир» Томаса Сарацено: надувной глобус висит в полутора метрах над полом, поддерживаемый потоками воздуха из большой трубы. К глобусу прикреплены камеры, проецирующие на стену все находящееся в их фокусе. Напоминание, что на такой планете искусство… мыслимо.

28 января 2005
Трэнд и брэнд // Юрий Арпишкин, Андрей Ковалев, «Московские новости»
В большинстве своем современные художники сторонятся крупных идей, громких манифестов и широких концепций. Их сфера — частные наблюдения, маргиналии, примечания.

28 января 2005
Усиление различий. Десять топовых проектов Первой Московской биеннале // Сергей Хачатуров, «Время новостей»
На вчерашней пресс-конференции один из сокураторов Ханс Ульрих Обрист сформулировал мессидж феста: Вопреки глобализации — усиление различий.

28 января 2005
Художники оживили Ленина // Ирина Кулик, «Коммерсантъ»
Москве отводится лестная роль — открыть новое поколение, которое определит грядущий облик современного искусства. Но трудно было предположить, что это поколение так неожиданно горячо отнесется к нашему советскому прошлому.

27 января 2005
Долгая встреча // Фаина Балаховская, TimeOut-Москва
Билл Виола рискнул заговорить на равных с художниками прошлого, а через их плечо — с вечностью — на новом языке, в котором так много узнаваемых знаков и чувств, но совсем другие возможности, способы восприятия времени и пространства.

27 января 2005
Вынесли Ленина // Сергей Соловьев, «Новые Известия»
Если судить по отзывам экспертов, «Диалектика надежды», которая и откроется завтра в Музее Ленина, напоминает эстрадный конкурс «Евровидение». Ни один человек не знает, кто из художников там завтра будет главной звездой и фаворитом (а звезды среди них точно есть).

27 января 2005
Проекция на камни. Михаль Ровнер задает вечные вопросы с помощью новых технологий // Ольга Кабанова, «Ведомости»
Михаль Ровнер давно числилась в списке первых израильских художников, но мировая известность пришла к ней два года назад, после Венецианской биеннале, где ее работа «Остановившееся время» была отмечена среди лучших.

27 января 2005
Михаль Ровнер: Московская биеннале стала для меня стихийным бедствием // Сергей Хачатуров, «Время новостей»
Мои работы всегда имеют политический смысл. Но он скрыт, это подводный смысл. Я избегаю прямолинейности. Я не даю инструкций и руководств к действию, предлагаю задаться вопросом: о пространстве, социуме, коде существования и поведения людей. Мне интересно, как люди принимают реальность, которая им навязана, как ищут место в единой вселенской цепочке.

27 января 2005
«Я вам сказал: все будет хорошо» // Сергей Сафонов, «Газета»
Всякое по-настоящему большое культурное событие помимо выявления тенденций глобализации непременно должно содержать приметы региональной самобытности и произрастать из специфических местных культурных обстоятельств. Биеннале — не ярмарка с унифицированным товаром, а все-таки выставка.

27 января 2005
Кристиан Болтански: «Мое восприятие России — волшебное и одновременно мрачноватое» // «Газета»
Мне очень хотелось, чтобы моя работа немного обледенела к моменту открытия выставки. Я был просто в ужасе, когда в Москве началась оттепель. Теперь-то я могу быть уверен, что все замерзнет как надо.

27 января 2005
Запад учит нестяжанию // Велимир Мойст, «Газета»
Деликатные упреки в адрес охваченных стяжательством россиян раздавались из уст прежде всего иностранных кураторов. То есть при коммунизме нас пилили за отсутствие рыночных отношений, а теперь мы получаем по шапке за излишнее рвение на этом пути.

27 января 2005
Иосиф Бакштейн: продать можно даже воздух. Беседа с куратором-координатором Московской биеннале // Надя Плунгян, Полит.Ру
«Главное, что мы убедили элиту кураторского сообщества участвовать в этом проекте. Это делалось как раз в целях легитимизации – хорошо ли, плохо то, что мы представляем, но это международная художественная сцена. Люди должны понять, что такое искусство модно, что «сейчас так носят».

26 января 2005
Главным событием января для Москвы станет Первая московская биеннале // Радио "Маяк"
Гость Григория Заславского — один из кураторов Биеннале Яра Бубнова. Она считает, что Биеннале в определенном смысле «машина славы». Но она не идеальна. Яра Бубнова не может гарантировать, что все те художники, которые показаны в Московской Биеннале превратятся в самых известных художников будущих лет.

25 января 2005
Москвичам покажут машину счастья // Юлия Логинова, «Московский комсомолец»
Москва станет художественной столицей мира. После этого будет ясно, готовы ли русские к восприятию современного искусства так, как его понимают в остальном цивилизованном мире.

25 января 2005
Взять метро // Николай Молок, «Известия»
Московский метрополитен, до того отказавшийся демонстрировать звуковую инсталляцию, теперь не хочет показывать и видеопроекты.

25 января 2005
Выставка тщеславия // Милена Орлова, Ирина Кулик, «Коммерсантъ-Власть»
По всем правилам придумана тема главной выставки — «Диалектика надежды» (термин позаимствован у культуролога Бориса Кагарлицкого), достаточно абстрактная, чтобы вместить самые разные интерпретации. Грамотно было выбрано и место главной выставки — Красная площадь, бывший Музей Ленина. Это и в самом деле уникальная декорация с мощным символическим потенциалом.

25 января 2005
Собери себе Россию (ССР-2) // АЛЕКСАНДР КАРАВАЕВ, Профиль
Творческие запреты с искусства, конечно, сняты, но способов контролировать его прибавилось. Скажем, почему бы не придумать за неплохой гонорар пару слоганов и культмассовых хеппенингов к очередным выборам. Одним — хороший материал для концептэкспериментов, другим — образ модной такой власти. Вот и пользуют добро-молодцев на манер попа Гапона.

24 января 2005
Ленинские норы // Мария Микели, журнал «Профиль», Москва
Насколько Москве суждено стать преемницей Венецианской биеннале (не только по форме — количеству площадок и участников, но и по содержанию), покажет время, вернее 2007 год, когда биеннале пройдет во второй раз. Но сейчас уже понятно, что произошел качественный рывок и Россия официально заявила о своем интересе к современному искусству.

24 января 2005
Михаил Швыдкой. Биеннале готовит много сюрпризов. Любовь к родине не исчерпывается реалистическим искусством // «Российская газета»
Ленин был революционером. То есть актуальным политическим художником. Музей его всегда лежал вне художественной жизни. Роллс-ройс, на котором ездил вождь и который был там выставлен, с натяжкой можно отнести к поп-арту и к новейшей инсталляционной культуре. Так что особой враждебности этого места к тому, что будет там выставлено, нет.

24 января 2005
Николя Буррио: Европа нуждается в пилотных институциях // Ирина Ъ-Кулик, «Коммерсантъ»
Художник больше не является демиургом, перед которым подобает преклонить колени, он становится «семионавтом», прокладывающим маршруты между всеми существующими знаками. Сфера его деятельности сместилась от production к postproduction.

24 января 2005
Про зрение. Роберт Мэпплторп и гравюры маньеризма в Московском Доме фотографии // Сергей Хачатуров, «Время новостей»
Маньеризм деформирует гармонию Ренессанса. Картина совершенно устроенного мира разорвана в клочья. Тема гибели, смерти оказывается одной из принципиальных для вывихнутой культуры.

22 января 2005
Наш проект оказался роялем в кустах // Ирина Ъ-Кулик, «Коммерсантъ»
Названо имя куратора российского павильона на Венецианской биеннале современного искусства, открывающейся в июне. Министерство культуры поручило эту миссию Любови Сапрыкиной, художественному руководителю Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства.

22 января 2005
Великий почин // Милена Орлова, «Коммерсантъ-Приложение», Москва
Пока готовилась Московская биеннале, одна из членов команды, испанка Роза Мартинес, стала куратором грядущей Венецианской биеннале — а это Эверест профессиональной карьеры. Конечно, тягаться с Венецией Москве не по зубам, но такой задачи и нет. Есть другая — определить московское своеобразие в общемировом биеннальном движении.

21 января 2005
Узаконить, объединить, возвратить. Московская биеннале должна решить важные задачи // Ольга Кабанова, «Ведомости»
Русское искусство вновь интегрируется на международную художественную сцену. Так что этими тремя словами — легитимизация, консолидация и реинтеграция - определяется тематическое поле задач нашей биеннале. Конечно, это сложное и дорогостоящее мероприятие, особенно из-за того, что у нас просто нет людей необходимых профессий, например арт-менеджеров высшего класса, способных разрешить многочисленные технологические и организационные сложности.

21 января 2005
Не бей лежачего. Современные художники, как умеют, возрождают подпольное искусство протеста // СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ, Новые Извести
Столкновение с прокуратурой, судя по опыту того же Тер-Оганьяна, не дает художественного и карьерного роста. Кроме того, государство — пока единственный безотказный спонсор. Ведь биеннале проходит на деньги Министерства культуры. В этой ситуации самая простая позиция — юродство: говорить притчами и знаками, лежать на спине, размахивать ручками-ножками и выкрикивать изысканные ругательства.

21 января 2005
Выставка «Россия-2»: политтехнологии и сатира // Дмитрий Волчек, Радиостанция «Свобода»
Марат Гельман неоднократно подчеркивал, что его проект не имеет отношения к оппозиции правящему режиму, зрители воспринимают сатирические работы, обыгрывающие стилистику и символы путинской эпохи именно как политическое инакомыслие.

20 января 2005
Тело как улика // Фаина Балаховская, TimeOut-Москва
В очереди на Мэпплторпа выстраиваются не любители скандалов, а те, кто способен оценить изысканные формы виртуозных черно-белых снимков.

20 января 2005
Надежда умирает в январе. Пять проектов Московской биеннале // «Независимая газета»
Москва обзавелась собственной художественной биеннале вслед за Венецией, Сан-Паулу, Кванжу, Цетине и другими провинциальными городами. Нужно ли это событие нашей столице, предстоит выяснить посетителям нескольких десятков выставок.

19 января 2005
Коллективное «доколе?» // Сергей Хачатуров, «Время новостей»
Руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой решил делать свою «Культурную революцию» в формате реалити-шоу и только для випов российского искусства. В понедельник состоялся первый выпуск, посвященный готовящейся Московской биеннале.

19 января 2005
Московская биеннале откроется волчьим воем // Николай Молок, «Известия»
Несмотря на все эти запреты и предосторожности, которые можно объяснить лишь тем, что биеннале проводится в Москве впервые, современное искусство все равно приходит: уже на этой неделе открываются первые выставки специальной и параллельной программ биеннале.

19 января 2005
Марат Гельман: Мне нет места в пространстве «России-1» // Марат Гельман, Кремль.Орг
Мы считаем, что жизненное пространство, которое сегодня в России осталось для искусства, для каких-то личных вещей, для всего того, что не связано с политикой, с очень крупным бизнесом, с телевидением, несправедливо маленькое. Мы хотим это жизненное пространство расширить, при этом мы готовы не вмешиваться в политику, если власть не будет вмешиваться в искусство.

19 января 2005
Противление злу бессилием. Марат Гельман придумал, как сокрушить путинскую Россию. // Велимир Мойст, Газета.Ру
Говорили, что Гельман подвизался политтехнологом при Януковиче, что еще где-то фигурировал полу-инкогнито, пока не отыскалась, наконец, достойная публичная миссия. В ноябре Марат Александрович запустил свой медийно-художественный проект под названием «Россия-2», в рамках которого предложил всем свободомыслящим гражданам противостоять официозу.

13 января 2005
Ярослава Бубнова: «Первая выставка биеннале не бывает потрясающей» // Сергей Хачатуров, «Время новостей»
Одна из версий, почему поздно сообщаются подробности, особенно имена художников, — кураторы работают одновременно над другими проектами и очень боятся повредить собственной репутации независимых селекторов. Другая версия конспиративной теории зашифрована в самом названии биеннале...

11 января 2005
«Россия 2» // Константин Агунович, Афиша
Бывший галерист с политическими амбициями, потом политтехнолог, а ныне снова галерист с амбициями, Гельман объявляет о намерении «конструировать параллельный дискурс, который может воплотиться как в арт-проекты, так и в социальные практики», — и, надо думать, речь именно о социальных практиках, не о чем-то ином.

10 декабря 2004
Авангардисты потеснили Ленина // Николай Молок, «Известия»
Биеннале получится, может, и молодежной, но от того не менее престижной: один из участников, англичанин Джереми Деллер, только что был объявлен лауреатом Премии Тернера — самой престижной в мире премии в области современного искусства.

09 декабря 2004
По ленинским местам. Первая Московская биеннале современного искусства пройдет в музее вождя // Алла Архангельская, «Новые известия»
Московская биеннале, в отличие от венецианской, придется на лютые морозы. И это также симптоматично: снег и холод, наравне с Владимиром Ильичем, — это сложившиеся и понятные всему миру российские бренды

05 декабря 2004
В Москву приехали новые участники биеннале // Ирина Ъ-Кулик, «Коммерсантъ»
На днях очередная делегация художников — китаянка Чао Фей, болгарин Иван Мудов и венская группа «Желатин» в количестве четырех человек — приехала в Москву примериться к месту. Они рассказали Ъ о своих будущих проектах.

02 декабря 2004
Железный занавес невежества. Первая Московская биеннале современного искусства пока существует на правах бомжа // Сергей Хачатуров, «Время новостей»
В стране, где современное искусство пока варится в собственном соку, пребывает за железным занавесом невежества, именно Мировой артфорум мог бы стимулировать процесс позитивных изменений общественного сознания. В любом случае биеннале состоится, но каким толчком она будет и в каком смысле толчком, зависит как всегда от энергии отдельных, преданных искусству безумцев.

биеннале

программа

пресса

для посетителей